Опубликовано 29.03.2013

Маркс говорил, что для характерно стремление изобретать такие формулы, которые освобождают ее от необходимости понимания производственных отношений, получающих (выражение в категориях экономической пауки. Техноструктура, бесспорно, является такой категорией, с помощью которой предпринимается попытка со ссылкой на некоторые действительные черты современного хозяйствования обосновать независимость «индустриальной системы» от условий и целей, характерных для капиталистического производства. В книге Гэлбрейта наиболее удручающее впечатление производят его попытки обосновать господство техноструктуры с помощью теории ограниченности факторов производства. Согласно этой теории, при феодализме таким фактором была земля — и на этом было основано господство землевладельцев. На ранних этапах капитализма ощущалась нехватка капитала — и в этом заключается объяспение господства собственников капитала. В «индустриальной системе» таким фактором стали паука и техника — потому господствующей силой становятся те, кто владеет наукой и техникой, то есть техноструктура. Здесь Гэлбрейт, хотя он и является одним из тех, кто наиболее наглядно разоблачает манипулирование потребителем в «обществе Читать далее
Опубликовано 29.03.2013

Ведь если оторвать и его важнейшего — социалистических стран (или же тем более противопоставить им), то эта борьба никоим образом не может иметь успеха. Это вынужден признать и сам Маркузе: «...Борцы национального освобождения определенно являются наиболее активной силой, которая действует в мировой капиталистической системе. Но они еще не поколебали эту систему. Перспективы? Что случилось в Индонезии, Доминиканской Республике, Конго, Нигерии, Гане, Южной Америке? Кубинский пример остался изолированным и сделал находящихся у власти более осмотрительными: они, в той мере, насколько это зависит от них, не позволят, чтобы где-нибудь в другом месте повторился этот пример, и они еще располагают властью н решимостью, все более жестокой властью и агрессивной решимостью, чтобы предупредить возможность повторения кубинского примера» Из такой позиции логически следует вывод о том, что «отсталые территории предположительно должны примириться или с какой-то формой неоколониализма, или с какой-то более или менее террористической системой первоначального накопления» Поскольку в концепции революции, сформулированной Маркузе, по существу, нет субъекта, то есть поскольку отсутствует общественная Читать далее
Опубликовано 29.03.2013

Речь идет не только о том, что они передают от «традиционного» рабочего класса какому-то «новому рабочему классу», но и о том, что противоречие между пролетариатом и капитализмом они преобразуют в противоречие между «новым рабочим классом» и «индустриальным обществом». Следствием этого является то, что па место революционного изменения производственных отношений, сопровождающегося уничтожением эксплуатации, выдвигается проблема ликвидации отчуждения, трактуемого в качестве социального последствия современного технического развития. Истинная цель теории «нового рабочего класса» состоит в том, чтобы служить аргументом для новой интерпретации марксистской теории, которая якобы отражала лишь положение «традиционного» рабочего класса-
Теория «нового рабочего класса» считает себя идеологическим отражением изменившейся социальной базы марксизма и поэтому утверждает, что в соответствии с изменившимися социальными условиями необходимо марксизма и разработка строящейся на нем новой стратегии рабочего класса. Такая постановка вопроса направлена на отделение теоретической программы борьбы против капитализма от той единственной реальной общественной силы, которая может возглавить Читать далее
Опубликовано 29.03.2013

Поэтому в глазах Альтюссера подобные утверждения свидетельствуют лишь о том, что Маркс, который «все свои расхождения с классическими экономистами сводит к неисторичности их взглядов... останавливается на пол - пути в их открытой критике...». Если вся разница заключается в этом, отмечает он, то «для Маркса достаточно было историзировать эти категории, отбросить их постоянный, абсолютный, вечный характер и считать их относительными, временными категориями... В этом случае Маркс стал бы приведенным в движение Рикардо...» 51. Но при таком подходе, считает Альтюссер, различие между марксизмом и классической политэкономией сводится не к предмету их исследования, а лишь к методу: «Применяемый экономистами-классиками по отношению к предмету их исследования метод, как утверждают, является метафизическим, в то время как метод Маркса, наоборот, диалектичен» 52. Этот якобы неправильный подход к оцеп - ке классической политэкономии, как утверждает Альтюссер, прослеживается у Маркса, начиная с «Нищеты философии» и вплоть до «Капитала». Особенностью позиции Альтюссера является то, что метод рассматривается как нечто чисто внешнее, формальное, независимое от толкования предмета политической Читать далее
Опубликовано 29.03.2013

Наряду с этим Энгельс подчеркивает, что такие обладают относительной самостоятельностью, которая, однако, проявляется не в утрате или в ослаблении их классовой определенности, их идеологических функций, а в дифференциации их роли, заключающейся в том, что они по-разному примыкают к «сфере интересов и взглядов общественной среды» и по-разному отражают ее. Профессионализация экономической науки, несомненно, создает у буржуазных представителей этой науки ложное сознание того, что ихдеятельность Стоит выше всякой классовой предвзятости. Задача марксистов, однако, заключается не в том, чтобы доказать наличие этого ложного сознания, а в том, чтобы свести его к социальным корням и тзм самым опровергнуть. Смычка со «сферой интересов и взглядов общественной среды» — как это в другом месте верно подчеркивает О. Ланге — вовсе не ведет к какому-то уравнению, ликвидации дифференцированности позиций, поскольку в современных развитых капиталистических странах общественная среда и отражающая ее сфера интересов и взглядов сами сильно дифференцированы. Известно, что Маркс даже в условиях раннего капитализма делал решительное с этой точки зрения различие между взглядами, Читать далее
Опубликовано 28.03.2013

От идеологического Маркса к научному равнозначен, согласно «школе Альтюссера», переходу к теоретическому антигуманизму, научной ликвидации всех форм гуманизма. «Строго с теоретической точки зрения, таким образом, можно и должно открыто говорить о теоретическом антигуманпзме Маркса...» . Только критическое прочтение произведений молодого Маркса и углубленное изучение «Капитала» могут показать нам смысл и опасность... совершенно чуждого Марксовой проблематике «теоретического
гуманизма» . Поскольку наряду с научным развитием марксистской теории необходимо вести идеологическую борьбу, которая осуществляется принципиально отличным образом, и в этой борьбе по необходимости употреблять «оружие противника», то с точки зрения идеологии правомерно ссылаться на гуманизм, по «было бы опасно... использовать в качестве теоретического понятия такое сугубо идеологическое понятие, каким является гуманизм... Обращение к идеологии в определенных рамках может рассматриваться и как обращение к псевдотеории» . Инкриминирование марксизму некоего «теоретического антигуманизма» и «идеологического гуманизма» дает возможность, с одной стороны, Читать далее
Опубликовано 28.03.2013

Маркович в своей работе «Марксистский гуманизм и этика» попытался определить те «ценности», моральные критерии, которые должны были бы служить указателями для человеческих действий. Небезынтересно в качестве примера привести некоторые из них: при равных прочих условиях свобода предпочтительнее рабства; созидание лучше, чем разрушение; лучше, если действия одновременно служат общественным и личным делам, чем если ими руководят только; лучше, если люди располагают равными правами, чем если некоторые из них имеют привилегии, и т. д. Нет в мире либерала или даже реакционера самой высокой пробы, который бы с готовностью не подписался под этими прописными истинами, «интеллект» которых чуть ли не достигает «уровня Бентама». О том, каково было мнение Маркса о таких «цепностях» и «этических нормах», достоверно свидетельствует его письмо к Зорге, датированное 19 октября 1877 г., в котором он пишет: «Компромисс с лассальянцами привел к компромиссу и с другими половинчатыми элементами, в Берлине (через Моста)
с Дюрингом и его «почитателями», и, кроме того, с целой бандой незрелых студентов и преумнейших докторов, поставивших себе задачей дать Читать далее
Опубликовано 27.03.2013

Из этого вымышленного ими же самими противоречия делают обычно два рода выводов. С одной стороны, они утверждают, что марксизм, как таковой, есть лишь идеология и потому он никак не может претендовать иа научное объяснение общественных отношений, с другой стороны, марксизм отчасти является идеологией, а отчасти — наукой. Первую точку зрения точно охарактеризовал один из главных противников концепции «конец идеологии» и один из идейных основоположников теории «новых левых»—К. Райт Миллс: «Маркса, если его вообще признавали, рассматривали как одного из тех «общественных философов», которых представляли в справочниках как «предвестников» Истинной общественной науки. Или, если сказать еще более упрощенно, по мнению таких ученых-обществоведов, значение марксизма целиком заключается в идеологии и политике, в то время как их собственные труды в политическом отношении являются нейтральными и морально чистыми — одним словом, объективными. Общественная наука является действительно (то есть исключительно) наукой; марксизм является действительно (то есть исключительно) идеологией» 3. Вторая позиция, характеризующая марксизм как отчасти идеологию, а отчасти науку, считает в нем идеологией Читать далее
Опубликовано 27.03.2013

В середине 50-х годов под лозунгом «конец идеологии» сгруппировались самые разнородные направления. Один и тот же лозунг был призвал служить идейным обоснованием для достижения весьма отличных друг от друга целей. В официальных документах социал-демократических партий программа деидеологизацпи логически увенчала господство в их рядах реформизма, в ней как бы обобщились последствия полной идейной опустошенности и теоретического оправдания прагматического подхода. Открытые буржуазные апологеты государственно-монополистического капитализма использовали лозунг «конец идеологии» для того, чтобы, опираясь на возрастание социально-экономической роли капиталистического государства и развертывающуюся в паше время научно-техническую революцию, доказать, что «современное индустриальное общество» вместе с системой «политического плюрализма» ведет якобы к автоматической ликвидации противоречий. «коннец идеологии» оказался пригодным и для идейпого оформления одного из современных вариантов концепции «третьего пути», которая причину раздирающих современный мир противоречий и конфликтов видит в бессмысленном существовании уже выполнивших свою функцию идеологий. Рассматривая лозунг Читать далее
Опубликовано 27.03.2013

Американский экономист Г. Халм в работе «Произойдет ли» утверждает: «Западным специалистам по советской экономике пришлось расстаться с надеждой на возможность крушения России, по крайней мере тогда, когда успех спутника, бесспорно, показал, что централизованно управляемая экономика может добиться впечатляющих результатов в областях, имеющих первостепенное значение...». И эти его слова являются не простой констатацией факта, а выражают существенное изменение во взглядах на социализм неолиберального направления буржуазной политической экономии, к которому Халм принадлежит и которое еще в 20-е годы пустило в ход идею о «неэффективности» и «неосуществимости» социализма. Неизбежное признание успехов социализма заставило буржуазных идеологов разработать новые, более завуалированные формы его фальсификации. Отказываясь от рассмотрения отношений собственности на средства производства, односторонне подчеркивая технические аспекты, они объявляют современный капитализм и социализм просто различными формами одного и того же «индустриального общества». Сторонники теории «индустриального общества», а также родственных с ней и выросших Читать далее