Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии : 1941-1945 гг. Нахушева, Залина Адальбиевна
Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - 6 у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Нахушева, Залина Адальбиевна. Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии : 1941-1945 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02. - Нальчик, 2005. - 161 с.
Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Русская поэзия периода Великой Отечественной войны: идейно-тематическая направленность и художественное
своеобразие (к постановке проблемы) 9
Глава II. Патриотические мотивы в кабардинской и балкарской
поэзии начала 1940-х годов 31
Глава III. Лирико-патриотические мотивы в жанре
стихотворного послания и посвящения 70
Лирическое письмо и его социально-нравственная направленность 70
Единство патриотического и лирического в стихах
о России 85
Глава IV. Художественное осмысление нравственно-этических
проблем в военной поэзии Кабардино-Балкарии
(1941-1945 гг.) 108
Тема любви в творчестве поэтов-фронтовиков 108
Поэтизация природы как способ выражения патриотических чувств 133
Заключение 148
Библиография 155
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью целого ряда проблем, связанных с процессами становления и развития поэтических жанров в литературе Кабардино-Балкарии 1940-х годов.
Исследование проблемы художественного единства
патриотического, нравственно-психологического и художественно-эстетического начал в военной поэзии Кабардино-Балкарии 1940-х годов находится на начальной стадии. Поэтические произведения кабардинских и балкарских авторов, посвященные теме Великой Отечественной войны и созданные в период 1941-1945 гг., не подвергались монографическому исследованию. На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми особенностями военной поэзии, соотношением в ней документального и художественного, ее художественно-стилистическими особенностями. Актуальность темы настоящей работы состоит в решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на поставленную проблему.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - опираясь на достигнутое предшествующим и современным литературоведением, исследовать жанровые, тематические и художественные особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1940-х годов, единство патриотического и лирического начал в ней.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
выявить особенности влияния русской поэзии 1940-х годов
на формирование и развитие жанров национальной военной
поэзии:
определить и изучить национально-художественные истоки военной поэзии 1940-х годов в кабардинской и балкарской литературах;
выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;
изучить процесс эволюции лирических жанров в кабардинской и балкарской военной поэзии;
провести подробный текстологический анализ произведений поэтов 1940-х годов: А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, А.Шогенцукова и др.
Обращение к русской военной поэзии при анализе творчества названных авторов обусловлено ее значительной ролью в художественном решении темы подвига народа на войне, необходимостью выявить степень ее влияния на становление и развитие жанров военной поэзии в национальных литературах, в частности кабардинской и балкарской.
Научная новизна диссертационной работы состоит в выборе объекта анализа: военная поэзия Кабардино-Балкарии впервые подвергается монографическому исследованию в обозначенном аспекте. Данная работа - первая попытка системно и многоаспектно изучить и обобщить жанровые, тематические и художественно-эстетические особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии 1941-1945 гг.
Материалом для исследования послужили поэтические произведения кабардинских и балкарских художников слова: лирические стихотворения, песни, плачи, клятвы, поэмы А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, А.Шогенцукова и др.
Степень разработанности темы. В северокавказском литературоведении нет специального исследования, посвященного
проблеме художественного единства патриотического и лирического начал в военной кабардинской и балкарской поэзии 1941-1945 гг., хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях исследуются те или иные аспекты данной проблемы. Жанровому своеобразию и художественно-эстетическим особенностям национальной поэзии периода 1940-х годов посвящены отдельные разделы монографических исследований Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994); Т.Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма» (1994); В.Пипинис «Балкарские советские писатели» (1958); М.Сокурова «Лирика Алима Кешокова» (1969); З.Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1994); А.Хакуашева «Али Шогенцуков» (1993); Т.Эфендиевой «Страницы жизни и творчества Керима Отарова» (1987). Эти и другие работы послужили научной теоретической базой для нашей диссертации.
Методологическая основа исследования. В работе применены культурно-исторический и типологический методы исследования. Мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах Г.Гачева, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, а также Х.Бакова, Т.Гуртуевой, М.Сокурова, З.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Т.Эфендиевой и др. Теоретические вопросы русской поэзии XX века достаточно подробно изучены такими литературоведами, как Ю.Борев, В.Виноградов, В.Кожинов, Л.Тимофеев, Ю.Тынянов.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление о жанровой и художественно-стилистической специфике военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1941-1945 годов, о своеобразии художественного мастерства известных кабардинских и балкарских поэтов. Результаты
диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему сравнительно-историческому изучению национальной поэзии Северного Кавказа и выявлению общих закономерностей литературного процесса.
Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории литератур Кабардино-Балкарии, а также в процессе преподавания специальных курсов на гуманитарных факультетах вузов республики. Отдельные разделы исследования могут оказать определенную помощь при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории кабардинской и балкарской литератур.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были доложены и обсуждены на научных конференциях: «Республиканская научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «Народы Кабардино-Балкарии в Великой Отечественной войне. Научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «60 лет Великой Победы. Научная конференция» (Элиста, 2005 г.). По теме диссертации опубликован ряд статей.
Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы и кабардинского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (июнь 2005 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.).
Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается выбор темы, ее научная новизна и актуальность, определяются цели и задачи диссертационной работы, дается определение методологических принципов исследования, его теоретическая и практическая значимость.
7 В первой главе «Русская поэзия периода Великой
Отечественной войны: идейно-тематическая направленность и художественное своеобразие (к постановке проблемы)» решаются проблемы жанровой, тематической и художественно-стилистической особенностей русской поэзии периода 1941-1945 годов, определяется роль русской литературы в процессе формирования поэтических жанров в кабардинской и балкарской литературе 1940-х годов.
Во второй главе «Патриотические мотивы в кабардинской и балкарской поэзии начала 1940-х годов». В главе анализируется военная лирика Кабардино-Балкарии начала 1940-х годов: творчество Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, Ад.Шогенцукова, А.Шогенцукова и других. В утверждении идей патриотизма, дружбы народов заключалась огромная духовная сила кабардинской и балкарской поэзии военных лет, которая, не отрываясь от национальных истоков и опираясь на лучшие достижения русской художественной культуры, решала значительные идейно-художественные задачи. В национальных литературах Кабардино-Балкарии исследуемого периода отмечается идейно-тематическое единство и жанровое многообразие, а также героико-патриотическая концептуальность, проблемно-тематическая направленность и глубокий психологический драматизм.
В третей главе «Лирико-патриотические мотивы в жанре стихотворного послания и посвящения» анализируются жанровые особенности стихотворного послания, посвящения, лирического письма. Особое внимание при анализе уделяется социально-нравственной направленности этих жанров, пафосу героического в произведениях А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Отарова, Ад.Шогенцукова. В главе также рассматривается проблема единства патриотического и лирического в стихах, посвященных России и
8 русскому народу: «Привет Москве» А.Кешокова; «Россия», «Сталинградцам» К.Кулиева; «Услышь меня, Россия!» К. Отарова и др.
Интернациональное единство, боевое братство во имя победы и мира на земле - таковы мотивы стихотворных посланий, обращений и посвящений.