^
1.1.2.3. Технический интеллект, его структура и особенности
Исследованиями структуры технического интеллекта занимались: В.П.Захаров, М.Г.Давлетшин, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, П.М.Якобсон,
по его мнению, для технического интеллекта характерна практическая, а не теоретическая направленность, достаточно развитое пространственное воображение, способности к комбинированию, а иногда и способности умело действовать руками (мануальная ловкость).
^ Структура технического интеллекта, предложенная В.П. Захаровым, включает:технические знания, математические умения применительно к цифровому и образному материалу; умения и навыки чтения, построения и преобразования чертежей; навыки сенсомоторного манипулирования с техническими устройствами; невербальный интеллект.
М.Г. Давлетшин установил, что инженеру для решения профессиональных задач необходимы такие качества, как наблюдательность, развитие глазомера, пространственное воображение, развитое техническое мышление, рациональный подход к решению задачи, умелость руки.
По мнению Т.В. Кудрявцева, технический интеллект – сплав мысли и действия в их взаимосвязях и взаимопереходах /157/.Для технического мышления характерна понятийно-образно-практическая структура и оперативность его как процесса, проявляющаяся в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений. Кроме того, техническое мышление – это мышление пространственное, а специфика технического мышления заключается в его содержательно-психологической структуре.
Предложенная Н.Д. Левитовым структура технического интеллекта включает: расчет материала во времени и пространстве (глазомер, способность оценить и определить время, быстрая ориентировка в материале, восприятие движения); пространственное воображение (память на формы и расстояния, живость и точность пространственных представлений, конструкторская фантазия); математический расчет (анализ и синтез технических приспособлений).
Таким образом, несмотря на некоторые различия в структуре технического интеллекта, предлагаемой разными авторами, все они единодушны в том, что одной из важных составляющих технического интеллекта является пространственное воображение, а другой – взаимосвязь понятийно-логического и практического мышления, его оперативность. Последняя проявляется в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений.
Э.С. Чугунова справедливо отмечает, что под техническими способностями подразумеваются такие индивидуально-психологические свойства личности, которые определяют профессиональную пригодность к технической деятельности, а также влияют на эффективность деятельности в конкретных условиях /142/.
Разделяя мнения авторов о структуре технического интеллекта и технических способностях, отметим, что для развития технического интеллекта в процессе обучения студентов в вузе необходимо средствами любой дисциплины способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний, в том числе профессиональных; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий, соответствующих профессиональным склонностям студентов (при обучении любым дисциплинам), выполнения ими реальных курсовых и дипломных проектов, развивающих способности к принятию решений в различных ситуациях, способностей к антиципации (предвидению), прогнозированию, программированию и т.д. Все это будет обеспечивать и повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе.
- ^
Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе
Подготовка специалистов в вузе должна осуществляться, что очевидно, в ориентации на критерии, оценивающие качество подготовки. При подготовке инженеров с различной профессиональной направленностью такими критериями могут быть нормативные показатели психологических требований к личности инженера, полученные по результатам исследований Э.С. Чугуновой с коллегами. Эти показатели представлены в работе /142, с. 170–177/ и включают психологические требования к личности инженера: высокого должностного статуса; направленность на творческую деятельность; направленность на инженерно-организаторскую и внедренческую деятельность; направленность на исполнительскую деятельность. В каждом из четырех требований отражены интеллектуальные, личностные, социально-психологические особенности и критерии ГОЛ, характеризующие качества инженера того или иного должностного статуса. Причем общим требованием к инженеру любого должностного статуса является высокий уровень развития общих и специально-технических способностей, оперативность мышления, высокая профессиональная продуктивность и т.д. В качестве примера приведем
«Психологические требования к личности инженерас направленностью на творческую деятельность»^ Интеллектуальные особенности:
высокий уровень развития всех способностей и прежде всего технических (обобщенная оценка общих и специальных технических способностей – выше 6,5 балла);
особое развитие логических, аналитико-синтетических способностей (шкальная оценка по тесту «умозаключение» – выше 6,5 балла);
оперативность мышления (оценка скорости и точности решения по тесту «шкалы» – выше 6,5 балла);
высокий уровень культуры (шкальная оценка по тесту «словарь» – выше
6,5 балла).
^ Личностные особенности: высокий уровень развития воображения (М – выше 6 баллов, В – выше 4
баллов); неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию (Q
– от 6 до 8 баллов, Q – от 5 до 8 баллов);
высокая чувствительность, направленность на внутренний мир ( – выше 7 баллов, М – выше 6 баллов, Q – от 6 до 8 баллов);
независимость и аналитичность мышления (Е – выше 6 баллов, Q – выше 8 баллов);
активность, подвижность, склонность к нарушению формальных традиций, самостоятельность и независимость поведения (Е – выше 6 баллов, F – выше 6 баллов, G – ниже 7 баллов).
Социально-
поведенческие особенности: доминирование примиренческой позиции в напряженной ситуации (оценка реакции без обвинительного типа (М–А) – больше 31%);
малая социальная активность, не склонность принимать управленческие решения (низкие шкальные оценки «а» и « » от 2,5 до 4,5 балла);
достаточно адекватная оценка ситуации (оценка разрешительного типа (N–P) – больше 41,5%).
^ Критерии ГОЛ: оценка творческого комплекса или комплекса профессиональной творческой активности не ниже зоны 4; оценка инженерно-организационной деятельности не ниже зоны 3; оценка продуктивности не ниже 3.
В соответствии с разработанной нами методикой диагностики склонностей студентов к профессиональной деятельности такими особенностями может обладать инженер-конструктор, проектировщик, исследователь-разработчик по своим особенностям более интроверт, чем экстраверт, эмоционально неустойчивый (меланхолик) или эмоционально устойчивый (флегматик) с доминированием правого полушария.
Психологические требования к личности инженера с направленностью на творческую деятельность могут быть
критериями качества подготовки инженеров – конструкторов, проектировщиков, исследователей-
разработчиков каких-либо глобальных проблем.
^ Критериями качества подготовки руководителей производства, руководителей групп операторов, менеджеров могут быть психологические требования к личности инженера высокого должностного статуса, для которых, наряду с высоким уровнем развития общих и инженерно-технических способностей, свойственны готовность действовать в сложных производственных условиях; умение взаимодействовать с людьми; высокая оценка по комплексам инженерно-организаторских, административно-организаторских умений, по комплексу производственной направленности личности и пр.
Психологические требования к личности инженера с направленностью на инженерно-организаторскую и внедренческую деятельность могут служить
критериями качества подготовки инженеров-
производственников – руководителей производственно-технических отделов, цехов, руководителей группы операторов, которые при высоком уровне развития общего и технического интеллекта обладают высокими показателями эффективности деятельности, социальной зрелостью, уверенностью в себе, своих силах, активностью и настойчивостью в напряженной ситуации, требовательностью к окружающим и к себе, высоким уровнем инженерно-организационных умений, производственной продуктивностью.
^ Критериями качества подготовки инженеров со склонностью к практической деятельности инженера-
исполнителя, (технологи, программисты, экологи) могут служить психологические требования к личности инженера с направленностью на исполнительскую деятельность. Такие инженеры при высоком уровне решения исполнительских задач, хорошей памяти, сосредоточенности на работе умеют хорошо организовать и контролировать свою деятельность, доброжелательны по отношению к людям, могут испытывать затруднения в решении конкретных производственных задач и уходить от ее решения путем снижения значимости ситуации /см. 142, с. 177/.
Таким образом, психологические требования к личности инженера различного должностного статуса могут служить критериями, в ориентации на которые следует обеспечивать подготовку специалистов с разной профессиональной направленностью в техническом вузе.
^ 1.4. Условия, обеспечивающие повышение качества обучения и подготовки специалистов К условиям, которые способствуют повышению качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе, по нашему мнению, относятся: гуманизация образования и его важнейшие аспекты – индивидуализация обучения и гуманитаризация образования; формирование общей и психологической культуры участников образовательного процесса; профессионализм педагогов, как значимый фактор развития и профессионального становления личности специалиста в процессе его подготовки и создание творческой образовательной среды в вузе.
Проанализируем влияние этих условий на успешность учебной деятельности, и следовательно, на повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе.
^
1.4.1. Гуманизация образования и индивидуализация обучения
В последние годы проблеме гуманизации и гуманитаризации образования
уделяется достаточно много внимания на конференциях и в публикациях философов, психологов, педагогов. Так, авторы коллективной публикации /25/, высказывая различные мнения и по-разному раскрывая понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» образования, часто идентифицируя понятия гуманизация и гуманитаризация, единодушны в одном, что гуманитаризация образования должна способствовать формированию общей и психологической культуры студентов технического вуза. Как отмечает А.Ф. Еремеев, один из авторов этой работы, через приобщение к общечеловеческим ценностям будущий специалист приобретает черты глубокой интеллигентности и в то же время он получает естественную базу для чисто профессионального роста: развиваются его воображение, интуиция, формы мышления, творческие способности /25, с. 4/.
Л.В. Макарова справедливо отмечает /25, с. 107/, что говоря об условиях развития личности нельзя обойти вопрос о гуманизации содержания обучения, подразумевающего реализацию модели специалиста на профессиональном и социальном уровнях без перегрузки студентов, без дублирования учебного материала и без пробелов в знаниях студентов.
Нам импонирует мнение А.Н. Шиминой /25, с. 109–110/ о том, что гуманизация образования как практически решаемая проблема встает при переходе от массовизации образования к ее противоположности – установке на воспитание и развитие свободной индивидуальности.
Анализ публикаций по проблеме гуманизации образования, опыт педагога и психолога позволил нам сформировать свой взгляд на эту проблему, что отражено на рис 1.4. Но, прежде чем пояснить содержание этой схемы, дадим определение понятию гуманизация образования.
^ Гуманизацию образования авторы понимают как обращение к личности, индивидуальности школьника, студента, создание условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей человека, для формирования всесторонне развитой и гармонической личности.
В проблеме гуманизации образования можно выделить два основных аспекта: гуманитаризация образования и индивидуализация обучения. При этом под гуманитаризацией образования понимается, например, не только изучение студентами технических вузов различных гуманитарных дисциплин, но и введение элементов гуманитарных компонентов в учебный процесс по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам. Это предполагает знакомство студентов, изучающих какую-либо дисциплину, с историей развития науки, основными научными школами, выдающимися учеными и открытиями, важнейшими достижениями и перспективами развития соответствующей отрасли знаний.
Среди гуманитарных дисциплин особая роль в самовоспитании и саморазвитии личности-индивидуальности студента принадлежит психологии
– одной из наук о человеке, о его психике, его возможностях.
Для активной и успешной учебной деятельности студент, наряду с развитым интеллектом и оптимальным психическим состоянием, должен обладать гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными способностями и самоорганизацией. Развитие всех этих способностей часто вызывает затруднения у студентов технического вуза, потому что они должным образом не изучают психологию, а преподаватели не обладают достаточной психолого-педагогической подготовкой, т.к. в большинстве своем являются

выпускниками того же технического вуза никогда не изучавшими ни педагогики, ни психологии.
Знание основ психологии познания и развития личности, знание своих собственных индивидуально психологических особенностей поможет каждому студенту не только лучше адаптироваться в новых для него условиях обучения в вузе и правильно организовать свою умственную деятельность, но и с первого курса позволит ориентироваться на приобретение профессии (в рамках специальности), к которой у студента наиболее выражены склонности и которая наиболее соответствует его индивидуально-психологическим особенностям. Так, одним студентам наиболее подходящей окажется профессия инженера-конструктора, другим – исследователя, третьим – технолога, четвертым – менеджера, оператора, эколога, программиста, инженера-педагога, социолога, экономиста и др.
Обучение инженера определенной специальности, но разной профессиональной направленности и является реализацией в учебном процессе основного принципа гуманизации образования. Это неразрывно связано с индивидуализацией обучения, с установлением междисциплинарных связей, с составлением индивидуальных планов обучения, отражающих связь теории с ее конкретным практическим применением, соответствующим профессиональным склонностям будущего инженера, бакалавра, магистра.
Наш взгляд на проблему гуманизации образования во многом согласуется с мнением В.М. Зуева, Б.Б. Коссова, А.А. Крылова, которые рассматривают гуманизацию образования как один из принципов развития образования и выделяют 4 стратегии гуманизации: 1) гуманитаризация образования – акцентирование на преподавании гуманитарных предметов; 2) распространение гуманитаризации на разные дисциплины; 3) акцент на интеллектуальное развитие человека; 4) акцент на развитие личности студента в целом /46, с. 11–32/.
Отмеченное, как нам представляется, может быть реализовано в образовательном процессе вуза, в частности технического, при:
наличии активно действующей психологической службы вуза;
высоком уровне психолого-педагогической квалификации преподавателей, способных сделать свой предмет средством развития
интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей студентов;
индивидуализации, личностно-ориентированном обучении, что является важным условием повышения качества подготовки специалистов в вузе.
Исследованию проблемы
индивидуализации обучения школьников посвящены работы А.А. Кирсанова /1982/, В.Н. Каптелинина /1980/, А.М. Матюшкина /1986/ и др., а по студентам – О.М. Анисимовой /5/, В.Н. Келасьева /44/, Ю.С. Савченко /1986/. При этом А.А. Кирсанов отмечает, что индивидуальные особенности каждого ученика необходимо изучать в процессе его реальной деятельности (учебной, внеклассной, трудовой, общественной и пр.); что важно определять как актуальный, так и потенциальный уровень умственных способностей школьников, что одно из основных условий успешного формирования желаемых качеств ученика – знание их на каждой возрастной стадии.
Исследования О.М. Анисимовой установлено различие связей тестов на креативность с личностными параметрами. Так, при решении творческих научных задач, требующих ассоциативности мышления и конкретизации в поставленной задаче, необходимо проявление уверенности в себе, сниженного уровня тревожности, достаточного уровня энергетики и работоспособности, а решение задач с высоким уровнем абстрагирования связано с такими личностными свойствами, как интроверсия, творческая независимость, критичность, неуверенность, тревожность, недоверчивость, чувствительность, развитое воображение /11, с. 49/.
Результаты этих исследований необходимо учитывать при организации индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов, равно как и мнение В.Н. Келасьева о том, что «помимо типологии в индивидуализации обучения назрела необходимость искать уже сами новые формы учебно-воспитательного процесса в вузе, способные поставить студента в более активную роль, в большей мере, чем сегодня, стимулировать его творческую активность, интерес, самостоятельность» /44, с. 47/. Разделяя эту точку зрения, подчеркнем следующее.
^ Индивидуализация обучения, с нашей точки зрения, является важнейшим аспектом гуманизации образования и предполагает
обучение студентов с учетом их индивидуально-
психологических особенностей и склонностей к определенной
профессиональной деятельности; применение
технологий, методов и форм обучения; такой организации
учебного процесса, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие
потенциальных возможностей
студентов, развитие их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, личности в целом.
В существующей литературе вопрос об обучении в соответствии с профессиональной направленностью фактически не рассматривается. На наш взгляд, именно обучение с учетом склонностей студентов к той или иной предметной, профессиональной деятельности может способствовать формированию мотивации, направленности на эту деятельность психологической готовности к ней и мотивации процесса обучения. А обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов (темперамента, функциональной симметрии – асимметрии полушарий головного мозга, когнитивных стилей, акцентуаций характера, самооценки, уровня притязаний, уровня развития интеллектуальных способностей и т.д.) способствует активизации и повышению эффективности их познавательной деятельности, а следовательно, развитию их интеллекта и психики в целом, как за счет оптимизации эмоционального (психического) состояния, так и за счет реализации принципа обучения на высоком уровне трудности.
Как же организовать обучение студентов одной и той же специальности,
но разной профессиональной направленности? По нашему мнению, для этого необходимо индивидуализировать подготовку специалистов в вузах, что возможно осуществить по двум вариантам.
Вариант 1. Обучение по индивидуальному плану при активной (главным образом) самостоятельной познавательной деятельности в соответствии с профессиональной направленностью при консультации преподавателей по различным дисциплинам. Это возможно для студентов со сформированной психологической готовностью к учебной деятельности в вузе, т. е. при наличии мотивации к познавательной деятельности в соответствии с профессиональной направленностью, умения ставить цели, находить пути и средства их достижения, умения принимать решения в различных ситуациях, возникающих в процессе достижения поставленных целей; при наличии системы знаний и способностей к дальнейшему формированию информационной основы будущей профессиональной деятельности, а также способностей в большой степени самостоятельно формировать профессионально-важные качества, выполняя соответствующие задачи-задания, курсовые работы, проекты.
Вариант 2. Индивидуализация обучения при групповой, поточной (2, 3, 5 групп) формах организации учебного процесса. При этом, как и в 1 варианте, определяется профессиональная направленность каждого студента, разрабатываются планы обучения на подгруппу студентов с одинаковой профессиональной направленностью, формируются комплекты задач-заданий, в том числе творческих (по каждому предмету), выполнение которых должно способствовать формированию профессиональной системы знаний, а теоретическая часть каждой из преподаваемых дисциплин одинаково для студентов соответствующей специальности. Практическое же применение теоретических основ различно и соответствует профессиональным склонностям студентов, в зависимости от чего разным будет содержание курсовых и дипломных проектов.
В таком случае целесообразно применять дифференцированное обучение, когда группа разбивается на подгруппы (диады) в соответствии с уровнем обученности и профессиональной направленностью. При этом каждая подгруппа работает над выполнением задач-заданий, способствующих активизации познавательной деятельности, повышению ее эффективности, а следовательно, повышению качества подготовки специалистов в вузе. Более подробно об этом будет изложено в главе 5.
^
1.4.2. Индивидуализация обучения по различным дисциплинам
Индивидуализация обучения по различным дисциплинам предполагает обучение студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей и склонностей к определенной профессиональной деятельности. В целом опыт автора показывает, что знание преподавателем личностных и интеллектуальных особенностей студентов, их склонностей способствует как установлению взаимопонимания между преподавателем и студентом, так и повышению эффективности и успешности учебной деятельности. Так, знание уровня развития логического, образного и пространственного мышления, общего интеллекта позволит преподавателю организовать обучение на основе принципа высокого уровня трудности, что, в свою очередь, способствует развитию мышления, интеллекта и психики студента в целом. Учет особенностей когнитивных стилей студентов при конструировании преподавателем учебной информации обеспечивает эффективность восприятия и переработки информации, что способствует повышению качества обучения, формированию системы знаний.
Зная склонности студентов к соответствующей профессиональной деятельности, преподаватель той или иной дисциплины может разработать систему задач-заданий, курсовых проектов, работ и т.д., выполнение которых будет способствовать формированию информационной основы деятельности и профессионально-важных качеств в той деятельности, к которой у студентов наиболее выражена направленность. Этому в значительной степени способствует и организация деловых игр в соответствии с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Таким образом, индивидуализация обучения, активизируя процесс познания, повышая эффективность и успешность учебной деятельности студентов, обеспечивает тем самым повышение качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.
^ 1.4.3. Формирование психологической культуры студентовАнализ результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей первокурсников различных факультетов Томского политехнического университета (ТПУ) показал, что у большинства из них недостаточно сформирована психологическая готовность к учебной деятельности в вузе. Это проявляется в слабой мотивации, направленности на учебную деятельность, часто в отсутствии целей-результатов и целей лично значимых для студентов, недостаточной базе знаний– информационной основы
учебной деятельности, неумении принимать решения, организовывать свою познавательную деятельность, распределять время и т.д. Отмеченное свидетельствует о невысоком уровне психологической культуры студентов. Ее
формирование, наряду с развитием общей культуры, является одной из
основных психолого-педагогических задач вуза.
Принимая во внимание, что учебная деятельность как деятельность-взаимодействие субъектов образовательного процесса является, по мнению Н.М. Пейсахова, с которым нельзя не согласиться, сложной динамической системой, определяемой пятью подструктурами: отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения, подчеркнем, что эффективность и успешность этой деятельности во многом зависит от психологической культуры студентов и преподавателей. Очевидно, что без высокой психологической культуры участников образовательного процесса невозможны:
отношения творческого сотрудничества между преподавателем и студентом, индивидуализация обучения;
такой психологический климат в студенческих группах, который способствовал бы активной познавательной деятельности и оптимальному психическому состоянию ее членов;
оптимальное поведение студентов, заключающееся в умении регулировать и управлять своей деятельностью, поведением и общением;
эффективная и успешная познавательная деятельность студентов, развитие их интеллекта, становление их как творческих личностей;
оптимальное психическое состояние, обеспечивающее успешную познавательную деятельность и соматическое здоровье студентов.
Основой для формирования психологической культуры студентов являются знания, полученные при изучении основ общей, инженерной и социальной психологии (для инженеров-педагогов еще возрастной и педагогической психологии), а также знание и самопознание своих собственных индивидуально-психологических особенностей, склонностей, участие в социально-психологических тренингах общения и деловых.
Знание закономерностей психологии – познания, развития личности и общения – необходимо каждому студенту для лучшей адаптации в новых для него условиях обучения в вузе, правильной организации своей умственной деятельности и ориентации на профессиональную деятельность, к которой у студента наиболее выражены склонности и которая наиболее соответствует его индивидуально-психологическим особенностям. Для одних это окажется профессия инженера-конструктора, для других – технолога, оператора, менеджера, эколога, инженера-педагога.
Привитие и дальнейшее формирование психологической культуры и психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза, как свидетельствуют проведенные исследования, целесообразно начинать с познания студентами своих собственных индивидуально-психологических особенностей – личностных и интеллектуальных, в частности преобладающих стилей мышления, стилей познавательной деятельности. Это можно осуществлять в специально отведенные расписанием «часы самопознания», на консультациях у преподавателей-психологов, в часы лекционно-практических занятий по курсу «Прикладная психология», который в последнее время включается в учебные планы разных специальностей технических вузов.
С целью формирования психологической культуры студентов нами разработан специальный курс «Психология познания и профессиональное становление личности специалиста», знакомящий студентов, в частности, с вопросами самообразования и саморазвития, а также создано учебное пособие «Психологические основы учебно-педагогической деятельности» (со структурно-логическими схемами по основным темам курса), предназначенное для преподавателей и студентов.
При формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса (студентов и педагогов) следует уделить внимание:
структуре личности, условиям ее нормального и аномального развития, ее свойствам и качествам – темпераменту, выраженности «мыслителя» и «художника» (функциональной симметрии–асимметрии полушарий головного мозга), характеру, направленности, уровню развития разных интеллектуальных способностей, наличию внутриличностных и межличностных конфликтов, формированию гармонической личности;
структуре учебной деятельности, особенностям когнитивных стилей, особенностям психических познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, их оптимальному функционированию и развитию, в частности при общении;
способам и методам активации познавательной деятельности студентов, повышения ее эффективности и развития способностей;
организации учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их склонностей к профессиональной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности;
самопознанию, являющемуся основой самовоспитания и саморазвития личности, становлению индивидуальности специалиста.
Формирование и развитие психологической культуры студентов –
значимой составляющей общей культуры – является основой для формирования психологической системы деятельности, являющейся важным компонентом качества подготовки специалистов в вузе. Действительно, знание основных психологических закономерностей, своих собственных особенностей, склонностей, возможностей и умение (на этой базе) управлять и регулировать свою деятельность, активно познавать мир и взаимодействовать с ним, во многом способствует формированию и развитию таких составляющих психологической системы деятельности, как мотивация, постановка целей, нахождение путей их достижения, принятие решений в разных ситуациях, информационная база деятельности.
Более высокий уровень сформированности психологической и общей
культуры студентов, безусловно, будет способствовать повышению уровня
общего и технического интеллекта – двух других компонентов качества подготовки специалистов в техническом вузе.
Психологическая культура педагогов, проявляющаяся в их взаимоотношениях со студентами, в особенностях организации познавательной деятельности, также оказывает значительное влияние на ее эффективность, на качество подготовки специалистов в вузе. Поэтому одной из основных задач психологической службы является формирование психологической культуры участников образовательного процесса.
^ 1.4.5. Профессионализм личности и деятельности педагога – важнейшее условие качества подготовки специалистовПрофессионализм и мастерство педагогов всегда способствовали общественному развитию и прогрессу. Их роль особенно возрастает в век все увеличивающегося потока информации, темпа жизни, дефицита времени, быстро меняющихся технологий, когда педагог из передатчика информации должен превращаться в организатора познавательной деятельности учащихся, когда он овладевает «технологиями обучения учащегося самопознанию, саморазвитию, самоутверждению на пути овладения вершинами профессионализма деятельности, вершинами современной гуманистической культуры», отмечает Н.В. Кузьмина – автор теории совершенствования педагогического мастерства, руководитель
системных исследований по этой проблеме /51, с.112/.
При анализе влияния профессионализма и мастерства педагогов на повышение качества подготовки специалистов в вузе мы опираемся на разработанную Н.В. Кузьминой теорию совершенствования педагогической деятельности, сущность которой (применительно к вузу) наглядно отражена нами на структурно-логической схеме (рис. 1.5).
В соответствии с этой теорией достижение вершин профессиональной деятельности, ее профессионализм обеспечивается за счет развития таких личностных качеств педагога, как направленность, способности и компетентность. При этом направленность рассматривается в первую очередь как свойство личности, обусловленное потребностью в достижении того или иного результата. Что касается результатов педагогической деятельности, то к ним относятся те психические новообразования в личности-индивидуальности студента, которые формируются средствами учебного предмета и обеспечивают учащемуся продуктивное развитие в последующей педагогической системе, в самостоятельной профессиональной деятельности,
в жизни /51, с. 11/.
Структура педагогических способностей включает перцептивно-рефлексивные, гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские. Они обеспечивают успешность и продуктивность педагогической деятельности в сочетании с общими (наблюдательность, речь, мышление, воображение) и техническими способностями.
Неотъемлемым качеством профессионализма личности педагога является его компетентность: коммуникативная и профессионально-педагогическая, которая включает специально-педагогическую, социально-психологическую, методическую, дифференциально-психологическую и аутопсихологическую компетентность. Таким образом, высокий уровень компетентности педагога
определяется системой знаний предмета, методики его преподавания, психологии обучения предмету, возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Технологии исследования при этом способствуют накоплению знаний педагога (информационного фонда) о своих учениках, их сильных и слабых сторонах, мотивах, направленности, способностях, системе отношений, чтобы опираясь на эти знания, строить две другие технологии, строить стратегию педагогического воздействия и взаимодействия, обеспечивающую профессиональное становление выпускника и качество его подготовки в вузе.
Технологии психолого-педагогического проектирования, конструирования включают проектирование учебного процесса, учебного предмета, учебной информации, в том числе крупноблочной в виде структурно-логических схем, а также процессов саморазвития студентов.
Технологии психолого-педагогического взаимодействия (организации учебного процесса) направлены на установление педагогически целесообразных отношений между педагогами и студентами, организацию их активной и эффективной познавательной деятельности, обучение контролю и самоконтролю знаний, стимулирование познавательной активности студентов

Рис.1.5. профессионализм личности и деятельности педагога
по достижению ими высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.
Проанализируем влияние факторов, определяющих профессионализм личности и деятельности педагогов, на эффективность и успешность учебной деятельности студентов и на качество их подготовки в вузе. Какова же связь между профессионализмом личности и деятельности педагога и функционированием пяти подструктур учебной деятельности обучаемых? Эффективность этого поиска, естественно, зависит от различных способностей и компетентности педагога. Так, высокоразвитые перцептивно-рефлексивные способности, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность позволяют педагогу (за минимально короткий срок) установить со студентами отношения сотрудничества, которые обычно способствуют их хорошему эмоциональному состоянию и активной познавательной деятельности, приблизить стиль обучения к стилям восприятия и переработки учебной информации студентами, что повышает эффективность познания, качество обучения.
Педагог с высокоразвитыми гностическими, проектировочными, конструктивными и организаторскими способностями, общими и специальными, формирует, как правило, в учебном процессе такие способности у студентов, что обеспечивает их оптимальное поведение, т.е. умение управлять и регулировать свою деятельность, поведение и общение, проектировать их и контролировать.
Высокоразвитые общие, специальные, технические, конструктивные, организаторские способности и профессионально-педагогическая компетентность позволяют педагогу так проектировать учебный процесс, учебный предмет, учебную информацию и организовывать познавательную деятельность студентов, что значительно повышается ее эффективность (достижение результатов за минимальное время и с минимальными энергетическими затратами) и успешность. При этом формируется система знаний, развиваются интеллектуальные и профессиональные способности студентов, а также обеспечивается качество их подготовки в вузе. Это связано со способностями педагогов разрабатывать технологии и методы обучения, которые учитывают индивидуально-психологические особенности студентов и реализуют в учебном процессе принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности, основные психологические концепции, дидактические принципы обучения, а также концепцию формирования психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
По нашему мнению, профессионализм деятельности педагога проявляется еще и в создании им учебников и учебных пособий, в том числе компьютерных, помогающих студентам в эффективном освоении той или иной дисциплины, вследствие того что при конструировании учебника педагогом учитываются особенности восприятия и переработки информации обучающимися. Это содействует повышению качества знаний, развитию способностей к обучению и самообразованию.
В целом профессионализм личности и деятельности педагога оказывает большое влияние как на технологии и методы обучения, а так и на создание, и функционирование образовательной среды, которая может обеспечить эффективное развитие потенциальных, творческих возможностей студентов и, следовательно, качество их подготовки в вузе. Остановимся на анализе и
особенностях такой среды.
^ 1.4.5. Образовательная среда развития творческого потенциала личности Впервые анализ образовательных сред был проведен педагогом Я. Корчаком, который выделил четыре образовательных среды, одна из которых была им названа
«идейной». В этой образовательной среде личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности в процессе освоения какой-либо одной или разных областей знаний.
Позднее анализ образовательных сред был проведен психологом В.А. Ясвиным, который справедливо назвал «идейную» образовательную среду
творческой, а три другие среды, где личность была активной, но зависимой –
карьерной образовательной средой; свободной, но пассивной –
безмятежной образовательной средой; и пассивной, и зависимой –
догматической образовательной средой (см. рис. 1.6) /161/.

Рис. 1.6. Анализ образовательных сред
Очевидно,
что для развития потенциальных возможностей студентов, их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, которые характеризуют конкурентоспособность специалистов, необходимо создание творческой образовательной среды, как в отдельных подразделениях, так и в вузе в целом. Такая среда может быть создана, в первую очередь, педагогами-профессионалами в отдельных предметных областях, которые в своей педагогической деятельности опираются на системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Каковы же принципы создания творческой образовательной среды в учебном процессе вуза, в частности технического? Основные из них отражены в разработанной нами концепции повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе – это реализация в образовательном процессе посредством технологий (в том числе компьютерных), методов и форм обучения:
принципов гуманизации образования, развития и саморазвития личности-индивидуальности студента;
основных психологических концепций и дидактических принципов
обучения, концепции психологической системы деятельности;
учета индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности.
Кроме того, это психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся, основные среди них:
изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог становится не транслятором знаний, а направляющим познавательной деятельности студентов, а последние из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей учебной и др. информации;
наличие мотивации познавательной деятельности, вследствие того что эта деятельности осуществляется в соответствии со склонностями студентов к определенной предметной и профессиональной сфере;
обобщение педагогом учебной информации, ее систематизация и структуризация, представление крупными блоками (в виде схем: структурно-логических, информационно-логических, классификационных, ориентировочной основы действий) и по дедуктивному принципу;
4. применение активных методов и компьютерных технологий обучения, обеспечивающих индивидуальную и совместную самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Следует заметить, что изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает такой дидактический инструментарий, применяет такие технологии и методы его реализации в образовательном процессе и систему контроля, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, творческого характера. Таким дидактическим инструментарием могут быть учебно-методические комплексы (УМК), в том числе автоматизированные. Их компонентами являются: программы, учебники (электронные), учебные и методические пособия (в целом по курсу или его отдельным разделам), задачники, блоки контроля (тесты и тестовые задания по текущему и итоговому контролю, по оценке уровня развития интелектуальных и профессиональных способностей студентов). Примерами являются: автоматизированный УМК по теоретическим основам электротехники (ТОЭ), разработанный Н.П.Фикс /132/; дидактическое (компьютерное) обеспечение курса «Инженерная графика», созданное М.В. Матвеевой /65/; дидактическое, в том числе компьютерное, обеспечение курсов «Гидромеханика», «Насосы, вентиляторы, компрессоры» на основе структурно-логических схем, разработанное И.Ю. Соколовой /109, 111/ и др.
Однако, в процессе обучения не всегда может быть реализовано то многообразие потенциальных, творческих возможностей, которыми, как показали наши исследования /108, 109/, обладают многие студенты вуза. В связи с этим возникает необходимость создания в вузах многоплановых центров творчества, творчества и здоровья (ЦТЗ), способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а также сохранению и укреплению из здоровья.
Основная задача такого центра – создание условий для развития профессиональных способностей студентов, делающих их конкурентоспособными в рыночной экономике, формирования их общей культуры и культуры здоровья. Ядром такого центра может быть лаборатория психолого-педагогических исследований в инженерном образовании, в которой на основании результатов исследований (склонностей студентов к разным сферам профессиональной инженерно-технической, инженерно-гуманитарной деятельности, уровня развития их интеллектуального, творческого потенциала и т.д.) разрабатываются условия формирования культуры здоровья и развития профессиональных, эстетических, творческих способностей будущих специалистов в различных отделах ЦТЗ, структура которого представлена на рис. 1.7.
В структуру центра входят следующие отделы:
1) развития профессионального мастерства и творческих способностей субъектов образовательного процесса (преподавателей, аспирантов, студентов – будущих инженеров-педагогов с применением активных технологий, методов и форм обучения, в частности деловых игр;
2) развитие профессионально-технических и творческих способностей студентов, аспирантов, педагогов с применением ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ФСА (функционально-стоимостной анализ), «Изобретающей машины»;
3) развития творческих способностей в проектно-конструкторской деятельности, дизайне, моделировании на базе компьютерной графики;
4) развития детского и юношеского творчества (технического и эстетического в разных сферах деятельности) для детей сотрудников вуза, студентов и школьников со склонностями учиться в техническом вузе;
5) развития творческих способностей в предметной и межпредметных сферах деятельности (математика, физика, химия, инженерная графика, гуманитарные науки и т.д.) при выполнении комплексных заданий, курсовых и дипломных проектов, включающих вопросы по дисциплинам общенаучного, общетехнического и специального циклов;
6) развития детского и юношеского творчества (эстетического и технического в разных сферах деятельности) для детей сотрудников вуза и школьников, имеющих склонности к обучению в техническом вузе;
7) развития эстетического творчества (детей и взрослых): изобразительного, музыкального, сценического, танцевального, разных видов декоративно-прикладного искусства, графики и скульптуры;
8) формирования культуры здоровья (физической, физиологической, психической, интеллектуальной, духовной) участников образовательного процесса посредством проведения семинаров, тренингов, оздорововительных практик и пр.;
В целом такой центр сможет обеспечивать реализацию творческого потенциала каждого студента и преподавателя, развитие их интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей в инженерно-технической и эстетической сферах деятельности.
В различных отделах этого центра могут проходить практику все желающие получить квалификацию «Преподаватель высшей школы» и «Международный педагог инженерного вуза».
Таким образом, творческая образовательная и здоровьесберегающая среда в вузе может быть создана посредством взаимодействия соответствующих образовательных сред в учебном процессе и в условиях центра творчества и здоровья.
^ Рис. 2. Структура центра творчества и здоровья в техническом вузе Выводы
Анализ сравнительно небольшого количества литературных источников по проблеме качества подготовки специалистов показал, что в большинстве случаев качество подготовки определяется знаниями полученными в процессе обучения, сформированными навыками и умениями, что нашло отражение в соответствующих квалификационных характеристиках специалистов, выпускаемых вузами. Это вызывает затруднения в установлении критериев качества подготовки и его оценки.
Предложенное нами определение «качество подготовки специалистов в техническом вузе» и его структура, включающая общий интеллект, технический интеллект и сформированность психологической системы деятельности (ПСД), может применяться для оценки качества обучения, подготовки специалистов в любой образовательной системе.
В соответствии с разработанной концепцией, повышение качества подготовки специалистов в вузе возможно за счет применения технологий обучения, учитывающих индивидуально-психологические особенности студентов и реализующих принципы гуманизации образования и развития личности, основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепцию формирования (ПСД).
Критериями качества подготовки специалистов с различной профессиональной направленностью могут быть разработанные коллективом авторов Санкт-Петербургского университета «Психологические требования к личности инженера различного должностного статуса».
5. Одним из значимых условий повышения
качества подготовки специалистов в вузе является активная деятельность студентов в соответствующих их склонностям отделах
Центра творчества и здоровья.
Вопросы
1. Каково наиболее распространенное представление об оценке качества подготовки специалистов в вузе?
2. Какова (с позиций системного психолого-педагогического подхода) структура качества подготовки специалистов в техническом вузе, ее компонентный состав?
3. Интеллект общий, вербальный и невербальный, роль последнего при
подготовке инженера?
4. Что такое интеллект, его структура (по М.А. Холодной)?
Интеллектуальные способности, их компонентный состав?
Что такое креативность, ее свойства, как их можно развивать?
Интеллектуальные критерии и интеллектуальный контроль?
Технический интеллект, его структура, условия развития?
Психологическая система деятельности, ее компонентный состав?
Понятие об информационной основе деятельности?
Что такое профессионально-важные качества?
Каковы основные формы принятия решений?
Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе?
В чем сущность концепции повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе?
Каковы условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов в техническом вузе?
В чем проявляется психологическая культура педагога?
Условия формирования психологической культуры студентов?
Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» образования?
Понятие об индивидуализации обучения?
Понятие о личностно-ориентированном обучении?
В чем проявляется профессионализм личности педагога?
В чем проявляется профессионализм деятельности педагога?
Какие способности характеризуют профессионализм педагога?
Специально-педагогическая компетентность педагога?
Социально-педагогическая компетентность педагога?
Дифференциально-психологическая компетентность педагога?
Каковы условия создания творческой образовательной среды в вузе?
Какая структура в вузе могла бы обеспечить более полное развитие
творческого потенциала субъектов образовательного процесса?